- Власть
- ЖКХ
- Закон и порядок
- Здоровье
- Интервью
- Культура
- Мир детства
- Образование
- Общество
- Однажды и сегодня
- Память
- Полезное
- Путеводитель
- Спорт
- Новости округа

Адрес редакции: 143005, Московская область, г. Одинцово, б-р Маршала Крылова, д. 3.
Адрес электронной почты: info@odinnews.ru.
Номер телефона редакции: +7 (495) 508-86-84
По вопросам размещения рекламы:
Учредитель: МБУ «Одинцовский информационный центр» (ОГРН 1215000008618). 18+ Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.
Все права защищены © «Одинцовский информационный центр» 2024 Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения редакции «Одинцовский информационный центр». При цитировании материалов ссылка на «Одинцовский информационный центр» обязательна. При цитировании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.odinnews.ru обязательна.
© 2024 МБУ «Одинцовский информационный центр»
Карта сайтаВся музыка мира для юных дарований
Раскрыть композиторский потенциал и развить профессиональные навыки сочинения музыки начинающим дарованиям помогает дирижер симфонического оркестра Диляра Габитова
В Барвихинской детской школе искусств в юных музыкантах с раннего возраста развивают композиторские таланты. И это направление уникально, поскольку в музыкальных школах округа, да и региона в целом обучение композиции – большая редкость.
Текст Ирины КОМЕЛь, фото из архива Диляры Габитовой и ее учеников

А помогает детям раскрыть свой композиторский потенциал и передает профессиональные навыки в области сочинения музыки выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, член Российского Союза композиторов, пианистка, композитор и дирижер симфонического оркестра Диляра Габитова.
В этом году было несколько поводов, когда имя композитора-педагога, что называется, гремело в округе. Ансамбль мальчиков «Тоника» Барвихинской ДШИ под руководством хормейстера и директора школы Андрея Дегтярева с песней «Бессмертный полк» Диляры Габитовой на стихи Виктории Сушко взял первое место Открытого фестиваля-конкурса «Одаренные дети Подмосковья». Песня была выбрана для праздничных программ и прозвучала 9 мая в центре Одинцово. А на следующий день во время сборного концерта ко Дню Победы на Поклонной горе. Оба раза ее исполнял сводный хор из более чем 250 воспитанников музыкальных школ Одинцовского округа под аккомпанемент Молодежного оркестра, руководит которым Дмитрий Михнович.

Высокую оценку и признание получило также авторское творчество учеников Диляры Анваровны. На Международном конкурсе искусств «Москва объединяет друзей» в номинации «Композиторское искусство» за собственное произведение в разделе «Вокальная музыка» Владиславу Коляскину присуждено первое место. Федор Киселев и Вероника Кондратьева заняли вторые места в разных номинациях в своей возрастной группе. В июне юные композиторы успешно выступили на этапе Международного фестиваля «Весна в России», проходившем в ДМШ им. Р.М. Глиэра в Москве. И стали там единственными представителями области среди учащихся ведущих музыкальных школ столицы. Здесь юных композиторов Барвихинской школы представляла еще и Варвара Васильева с вариациями для фортепиано «Отражение».

О Диляре Габитовой как о композиторе хочется сказать, что она пишет не только эстрадную, но и академическую музыку для вокального и симфонического исполнения. Выпустила сборник. И ее классические произведения охотно берет в репертуар Московский ансамбль современной музыки, где сегодня играет и ее супруг – скрипач с мировым именем Евгений Субботин.
Что касается ее произведений для детских хоров, то они буквально «гуляют» по школам – педагоги передают их из рук в руки. Вообще современные композиторы мало пишут для детских хоров. И в этой нише ощущается творческий голод. В советские времена Союз композиторов получал госзаказы на песни для детей. Издавалось много сборников. Педагогам было из чего выбирать.
И первый вопрос к педагогу:
– Действительно ли композиторскому искусству можно научиться?
– Представьте себе, как и любому другому искусству, сочинительству в музыке нужно учиться, – убеждена Диляра Анваровна. – Хотя наличие врожденного таланта никто не отменял, но для развития навыков композиции обучение и практика считаются ключевыми. И обучать детей музыке важно не только через исполнение готовых произведений, но и через творчество – через создание собственных композиций. Такой опыт рождает у юных исследователей совсем другие ощущения. Они становятся смелее и свободнее, начинают понимать логику построения музыкальных произведений. А заодно пробуждается интерес, ведь в этом случае дети становятся участниками процесса создания музыки.
Когда мы слушаем импровизацию, думаем с какой же поразительной легкостью и виртуозностью музыканту удается облечь мелодию в гармонию. И удивляемся тому, насколько свободно владеет он инструментом. Конечно же, под этой кажущейся свободой лежит огромный объем знаний и труда. И музыкант умело ими пользуется по вдохновению».
Диляра говорит, что ей повезло в том, что ее взгляды разделяют многие из коллег, в том числе и директор ДШИ. Андрей Дегтярев, на минуточку, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных – дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель по специальности дирижирование и тоже пишет музыку.
Главное, чтобы душа у ребенка пела…
Самым юным ученикам Диляры Габитовой – четыре-пять лет. Она уверена, что на скрытый в ребенке талант указывает интерес к сочинительству. И лишь четвертая часть детей, которые учатся у нее играть на фортепиано, сочиняют музыку, занимаясь с ней же композицией.
Есть и еще секрет, который, применяет педагог при отборе в класс композиторского искусства. Диляра Анваровна давно заметила, что поющие дети лучше играют на инструментах: «Желание петь у ребенка указывает на природную музыкальность, которую можно будет вытащить и развить. У таких детей чаще, чем у других, раскрывается и композиторский талант. Если вижу, что ребенок поющий, могу закрыть глаза на недостаточно хорошее чувство ритма или на неокрепшие пальчики. Главное, чтобы у ребенка душа пела. Все остальное – дело наживное».
От чистого истока…
-
Влад Коляскин (в центре) -
Фёдор Киселёв
У некоторых ребят композиторские способности проявились очень рано. В числе преуспевающих композиторов в классе Диляры Габитовой – семилетний Владислав Коляскин, девятилетние Федор Киселев и Вероника Кондратьева. Варваре Васильевой 14 лет.
Педагог рассказала, что практически ежедневно родители учеников присылают ей видео с понравившимися фрагментами сочинений детей: «И это действительно очень интересно и нетривиально. Ведь у ребят еще нет за плечами огромного «слушательского багажа». Сами они тоже охотно делятся какими-то из своих творческих удач. Детская музыка всегда рассказывает о чем-то важном».
– Расскажите, с чем выступали на конкурсе?
– Влад исполнял, аккомпанируя себе на фортепиано, песню собственного сочинения «Весна». Время года представилось юному сочинителю в неожиданном образе незнакомки:
«В доме появилась незнакомка.
Слышишь, как поет она негромко?
Подыграю в такт я ей тихонько,
Но чуть веселей…»
Вообще Влад сочиняет музыку легко, буквально на ходу. Может прямо во время разговора подобрать аккомпанемент для беседы.
Федор на конкурсе представлял авторскую «Колыбельную». Текст написал от лица своей мамы, по-детски простыми, берущими за душу словами. На конкурсе Федор аккомпанировал, а петь, поскольку партия женская, должна была его мама Дарья. Но она на тот момент приболела, и партию мы исполнили дуэтом с вокалисткой ДШИ Машей Кузиной.
Композитор – «товар штучный»

– Композицией занимаемся индивидуально, – продолжает рассказ Диляра Габитова. – Это предмет по выбору. Но, даже окончив музыкальную школу, дети нередко продолжают такие занятия.
В предыдущей школе, тогда она еще называлась Петелинской, у меня училась Полина Тарасенко, с которой мы успели настолько углубиться в теорию музыки, что «копнули» даже вузовский курс. В итоге девочка решила стать теоретиком-музыковедом. И поступила на одно из трех бюджетных мест с высшими баллами в музыкальное училище имени А.Г. Шнитке. Говорит, что именно занятия композицией пробудили желание пойти в музыковедение и невероятным образом помогли ей во всем этом разобраться.
И если лаконично о главном, то…
– Функция педагога – как можно проще объяснить детям, как музыка «сделана». Начинаем с того, что музыкальная фактура трехслойна. Первое – это мелодия, в середине аккордовое заполнение и линия баса. И уже используя только это знание, ребенок может применить его для создания пьес и вокальных произведений. А может даже написать что-то простенькое для ансамбля. Почти вся музыка мира базируется на трехслойности фактуры. На уроках сольфеджио и на музыкальных уроках про это не говорят. А это едва ли не основное знание о музыке.
А что же продолжатели музыкальной династии дочь и сын Диляры и Евгения? Они, конечно же, тоже окончили музыкальные школы. Сын прекрасно поет – у него академическая постановка голоса. Дочь учится на логопеда, но в свободное время пишет электронную музыку – биты и песни на них, на собственные тексты на русском и на английском языках. Записала несколько альбомов. Мама верит, что это увлечение выльется во что-то более серьезное, чем просто хобби. Также надеется, что продолжит музыкальное образование и сын. Говорит, что способности да и желание у него есть.