Одинцовский Информационный Центр
21.10.2025 05:54

Ольга Капранова: «Я была очень уверенным в себе ребёнком»

Интервью
Ольга Капранова: «Я была очень уверенным в себе ребёнком»

 

Не любит цветы и просит их не дарить. Ей жаль детей, но слезы её не разжалобят, если идет борьба за результат. Она дружит с легендарной Ириной Винер. Развивает сеть спортивных клубов в России и в мире. Живет в Москве, но с нежностью относится к Звенигороду. Все это – о десятикратной чемпионке мира, мастере спорта международного класса, маме двоих детей и просто прекрасной женщине – Ольге Капрановой.

 

Текст Шорэна ДЖАХАЯ, фото из архива автора и Ольги КАПРАНОВОЙ 

 

https://odinnews.ru/uploads/tyx/tyxzvddc1hwztddef5fv4w3m8rrmylrm.jpg

Ольга Капранова

 

Подмосковный Звенигород занимает особое место в жизни сестёр Ольги и Екатерины Капрановых. Именно здесь, в спортивном комплексе «Звезда», в 2010 году было открыто первое отделение спортивного клуба «Школы Ольги Капрановой». В этом году клуб отмечает 15-летний юбилей. С основателем и главным тренером спортклуба мы беседуем во время контрольной тренировки в Звенигороде.

 

– Отделения вашего спортклуба представлены в разных городах. Но мне, жителю Одинцовского округа, интересно узнать потенциал развития художественной гимнастики именно в нашем округе. 


– В Одинцово всегда любили этот вид спорта. Муниципалитет динамично развивается, в том числе и в спорте. Округ заметно преображается, растет число его жителей и, соответственно, спортсменов. Если говорить о Звенигороде, здесь всё и начиналось. В спорткомплексе «Звезда». Это одно из моих любимых мест в городе. Но сейчас девочки занимаются на площадке училища олимпийского резерва. Неплохой зал, просторный, с окнами и высоким потолком. Гимнастки могут в нормальных условиях отрабатывать свои «риски».


– Вы приехали на контрольную тренировку, поясните их смысл. 


– Контрольные тренировки очень важны. У девочек, конечно, есть свой тренер, но со стороны лучше видны какие-то моменты. Цель контрольной тренировки – исправить какие-то ошибки, улучшить постановку, дать рекомендации. Дети к таким тренировкам готовятся, волнуются. Это примерно те же эмоции, что и на соревнованиях. После показательного выступления я всем гимнасткам говорю, над чем надо работать. Планируем проводить такие тренировки раз в три месяца. 


– Вы главный тренер спортивной школы. А что для вас важно, помимо тренерской работы?  


– Активно занимаюсь развитием международной клубной лиги в России и во всем мире. 


– Насколько развита клубная лига в России по сравнению со спортшколами? 


– Очень развита. В России клубы стали зарождаться в 2010 году. А уже на следующий год сформировалась ассоциация спортивных клубов. Её учредила Всероссийская федерация художественной гимнастики. Сейчас только в Москве официальных 160 клубов. В Московской области их тоже много. 


– Какие шансы у девочек из клубной лиги? 


– А какие шансы у девочек из спортивных школ? Правовая форма организации не имеет значения. Многое зависит от тренера, важна вовлечённость, желание ребёнка, его природные данные. Очень много деталей должно совпасть. Рита Мамун, олимпийская чемпионка Рио-де-Жанейро 2016 года, и Каролина Севастьянова вышли из спортивного клуба, и это только те, кто сейчас вспомнился. Алина Кабаева, кстати, тоже начинала заниматься в спортивном клубе. 


– Гимнастика стала дорогим видом спорта. Предусмотрена ли возможность бесплатных занятий? 


– Бесплатные занятия есть в школах олимпийского резерва, спортшколах. Учат бесплатно и государственные школы. Отбор туда на конкурсной основе. В спортшколы зачисляют только с шести лет, а гимнастикой начинают заниматься с четырёх лет. Без предварительной подготовки сложно пройти конкурс.


– В каком возрасте уже можно оценить потенциал будущей профессиональной гимнастки?


– К 10 годам уже можно. 


– У вас двое детей – мальчик и девочка. Занимаются ли они спортом? 


–  Ане шесть лет, Николаю четыре. Дочка занимается гимнастикой, плаванием и фигурным катанием. Не профессионально, для общего развития. Надо выбрать что-то одно и тогда полностью погружаться в спорт. У Ани лёгкие ноги и растяжка, которую во мне когда-то увидела Ирина Винер. У девятилетней Катиной дочки Серафимы тоже хорошие природные данные, но она немного ленится. Мы с сестрой все это видим и пока ждем. Рассчитываем, что она перерастёт и станет серьезнее относиться к спорту. Зумеры выросли, растёт поколение альфа. Их мотивировать куда сложнее. 


– А вы сразу полюбили гимнастику или были трудности?


– Сразу! До этого я занималась в пяти разных секциях. Честно говоря, нигде не складывалось. Меня отовсюду выпроваживали. А когда привели в гимнастику, в огромный зал, я с удовольствием по нему бегала.  

 

https://odinnews.ru/uploads/jhp/jhp5wj67k4sotkscbif3fctvn3zavzkv.jpg

Сестры Екатерина (слева) и Ольга Капрановы


– Знаю, что вас с сестрой заметили буквально на остановке.  


– Да, Елена Юрьевна – наш первый с сестрой тренер – заметила наши ножки. Предложила попробовать себя в художественной гимнастике. Сейчас такое сложно себе представить. Да и подход изменился. Современные тренеры смотрят, какие у ребёнка ножки, ручки, как сложена девочка. Бывают мягкие или жёсткие связки от природы. Это все разные данные. При мягких связках гимнастке будет сложно заниматься ОФП и прыгать. При жёстких сложнее тянуться, гнуться, но возможно, легче будет даваться ОФП, прыжки, скоростные элементы. Координация подключается лет с семи-восьми. Вот такой долгий процесс становления. 


– А серьёзно заниматься гимнастикой вы начали в какой момент?


– Когда я увидела Ирину Александровну Винер, Зарипову и Батыршину, так захотелось быть с ними. Начала тянуться. У меня от природы ножки послушные и хорошая растяжка. Оставалось только тренироваться и добиваться результатов. Никогда не сомневалась, что всё получится. Я была уверенным в себе ребёнком! (смеётся).


– Когда  вы попали к Ирине Александровне?


– Это были 90-е годы. Непростое, как известно, время. В 1994-м Ирина Александровна приехала из Узбекистана в Москву. Под её руководством тренировались Амина Зарипова и Яна Батыршина. А мы с сестрой только начинали свой путь в художественной гимнастике. Конечно, мы знали про известных гимнасток, которых тренирует Ирина Винер, и очень хотелось к ним попасть. Потом я увидела их на открытых соревнованиях, куда нас пригласила  наш тренер Елена Юрьевна Нефедова. Визуальное восприятие – это очень важно. Тогда и увидела Ирину Александровну, Амину и Яну. Хотела взять у них автограф, но меня к ним не пустили. И тогда я ещё сильнее загорелась. Затем было первенство Москвы. Я туда не попала, судьи сказали, что у меня нет таланта и в Москве мне не выступать. Но сестру взяли. Поехала с ней за компанию, ну не дома же сидеть? Помню, я в джинсах и свитере бегаю по коридору. На этот турнир приехала Ирина Винер, которая подбирала себе девочек. Она отметила мою сестру и пригласила потренироваться в Новогорске. А наш тренер сказала, что и  меня стоит посмотреть. Меня подвели к Ирине Александровне: «Да, ножки лёгкие, привозите». Так в 1996 году мы приехали в Новогорск, где занимались Амина Зарипова и Яна Батыршина. Моя мечта сбылась, я начала тренироваться вместе с ними. 


– Дружные были девочки?


– В сборной всегда все поддерживали друг друга. И сейчас, наверное, это так, но тогда гимнасток не было так много. У современных детей другие правила, они выполняют более сложную программу и неплохо справляются. Художественная гимнастика стала очень популярной – появились залы, ковры, необходимые предметы. Сейчас условия для занятий прекрасные. 


– Говорят, что Ольга Капранова равнодушна к цветам и просит их не дарить. Это так? 


– Я действительно прошу их мне не дарить. В нашем клубе, к счастью, много детей, которые, например, в мой день рождения, приносят огромное количество букетов. Несколько я могу забрать домой, но остальные просто погибают. А ведь они стоят приличных денег. Подумалось, а почему бы не предложить покупать корм для приютских собак вместо букетов. Так появилась акция «Собачий корм вместо цветов». Мы это делали несколько лет подряд. Собирали до тонны корма и даже нанимали транспорт, чтобы отвезти в собачий приют. Хорошая акция, которую с рождением моих детей на время приостановили. Думаю, пора её возобновить. 


– Вопрос моей дочери, которая следит за успехами сборной, – почему Ирина Винер покинула свой пост? Она так переживает и любит её. 


– Ирину Александровну все действительно очень любят. И я её очень люблю. Она мой тренер, друг, наставник, учитель. В октябре 2024 года она приняла решение уйти с поста президента Всероссийской федерации художественной гимнастики, а в феврале этого года решила уйти из сборной команды. С чем это связано, предлагаю спросить ее лично. 


– Общение поддерживаете?


– Конечно, Ирина Александровна  из гимнастики никуда не ушла. Клубная лига – это её лига. 


– С каким предметом вы любили выступать? 


– Обруч любила. Мяч круглый, на соревнованиях руки потеют, и он может выскочить. Лента – самый сложный предмет в гимнастике. Булавы две, и шишечки нужно обматывать, чтобы, не дай бог, не выскользнула. Со скакалкой тяжело прыгать. Так что, да, обруч был любимым. 


– Какие выступления особенно запомнились? Были ли курьёзные моменты?


– Бывало разное. Были и хорошие выступления, и не очень. И тапочки (полупальцы) спадали на соревнованиях. Сейчас, если тапочка слетит, не снимают балы. Дурацкая история. Всё сделала правильно, а тут за тапочки – минус три десятых.


– В Звенигороде в 2016 году прошел первый турнир «Шаг к Олимпу». Сейчас он сменил прописку на Одинцово. На турнире выступают гимнастки из других регионов. Какой у него статус и почему так важно в нем участвовать?  


– Это официальные соревнования Московской области. Они стоят в спортивном календаре и на них присваивают спортивные разряды до кандидатов в мастера спорта включительно. Это важный ежегодный турнир, на котором гимнастки могут подтвердить спортивный разряд. У него есть имя, история, его знают в Московской области и стремятся на него попасть. От нашего клуба отбираются сильные гимнастики, которые могут подтвердить или повысить свой уровень. Судейский корпус объективно, но довольно жестко оценивает выступления гимнасток. Поэтому результаты этого соревнования дают реальную картинку подготовленности спортсменки. 


– В художественной гимнастике приняты новые правила. Что поменялось и для чего это было сделано?


– Правила в художественной гимнастике меняются каждые четыре года, каждый олимпийский цикл. Это вполне естественный процесс. Проходит олимпиада, и международная федерация гимнастики пересматривает правила. Изменения нацелены на повышение артистичности и сложности выступлений и на выравнивание правил с международными стандартами. Гимнасткам и тренерам приходится  адаптироваться к новым требованиям, чтобы оставаться конкурентоспособными. Новые правила будут действовать до 2028 года включительно. Основные изменения касаются количества элементов тела, работы с предметом, артистичности и возраста гимнасток. Если совсем коротко, для юниоров и младших категорий требуется выполнить шесть элементов тела, а для старших (мастеров спорта) — восемь. До этого было семь и девять соответственно. Повышены требования к артистичности и владению предметом. Теперь гимнастки должны демонстрировать более сложные и точные манипуляции с предметом. Изменились критерии оценки артистичности, включая переходы и части упражнения. Гимнастки должны четко разграничивать блоки упражнения и демонстрировать артистизм в каждом из них. За отсутствие артистичности и нарушения в композиции сбавляют оценку. Кроме того, мастера спорта теперь могут выступать только с 15 лет, ранее это было возможно с 14-ти. 


– Спортивную и художественную гимнастику объединили. К чему это приведет? Хорошо это или плохо?


– Это не хорошо и не плохо. Изменения были связаны с тем, чтобы подвести под международные стандарты российскую гимнастику. Взяли международную модель. Во многих странах работает одна федерация, куда входят разные виды гимнастики. В нашей стране спортивную акробатику, прыжки на батуте, спортивную аэробику, спортивную и художественную гимнастику объединили в один вид спорта. Президентом Федерации гимнастики России является Олег Валентинович Белозёров.  


– Вы в гимнастике уже 30 лет. Как помогает наработанный опыт?


– Мне кажется, что я очень хорошо понимаю детей. И они меня любят. Недавно встретила Доминику. Сейчас ей 14 лет. Тренировала её в Одинцово, когда она была малышкой. Хорошая перспективная девочка, уже выполнила нормативы кандидата в мастера спорта и стремится расти  дальше. Спрашиваю, помнит ли, как я учила ее делать прыжок «касаясь»? Оказывается, хорошо помнит и очень благодарна. Доминика пришла ко мне в четыре года. Очень хотелось её чему-то научить, но часто она не понимала, плакала, а я заставляла. Хотя мне было её так жалко! «Касаясь» она выучила, просто надо было немного подождать. Такие моменты запоминаются. Рада, что Доминика у нас начинала. 


– Вы строгий тренер? 


– Скажу так – тренеру нужно, чтобы дети слушались. А как заставишь? Здесь важен подход. На тренировках мы пытаемся уделять всестороннее внимание воспитанию – здесь и моральная, и физическая, и психологическая составляющие. И квалифицированный тренер должен излучать спокойствие, уверенность, позитив и веру в детей. Тогда все получится.


– На что вы обращаете внимание, когда приводят начинающих? 


– Спортивные клубы берут всех детей, которые хотят заниматься спортом. Но родителям стоит помнить, что за одно занятие или один взгляд даже суперпрофессионального тренера недостаточно, чтобы разглядеть будущую перспективную гимнастку. Даже несмотря на большое количество методик, как распознать талант. Ребёнок есть ребёнок, и предугадать, как он себя проявит, сложно. Если гимнастка захочет, она обязательно добьётся успеха. А вот в спортивных бюджетных школах другой подход. Там сразу идёт жесткий отбор. Принимают строго с шести лет, с первого класса по федеральному стандарту. Бюджетные места ограничены. Это правильная система. Соответственно люфт с четырех  до шести лет – это спортивные клубы, которые всесторонне развивают детей. 


– Ваша тренерская позиция, когда гимнастка расстраивается?


– Не могу смотреть, когда дети плачут, мне их так жалко. У некоторых пубертатный период, они эмоциональнее. В разговорах со взрослыми девочками пытаешься понять, насколько серьёзна та или иная проблема. У детей большая нагрузка, связанная с учёбой и тренировками. Всё важно, и они, конечно, переживают за всё.  Они имеют право на слёзы. И это хорошо, что плачут, эмоции должны выходить. Приходится подбадривать. 


– Что пожелаете юным гимнасткам?


– Не тратить время впустую. Верить в себя и радоваться всему – победам и поражениям. Надо уметь находить хорошее в плохом и, конечно, работать, работать и еще раз работать. Жизнь – это долгий марафон. Главное – верить в себя и всё получится. 

Просмотры: 285

Комментарии


Комментариев пока нет.

Оставить комментарий


Похожие новости